Startup Sauna - Ville Simola & Juha Ruohonen

Ville Simola — руководитель Startup Sauna, Juha Ruohonen — главный коуч в Aalto Venture Garage

Немного о мероприятии Startup Sauna и инкубаторе Aalto Venture Garage.

В каких сферах создавать проекты?

Основная проблема стратперов.

Размышления о том, какие сферы будут популярны в будущем.

Какими личными качествами должен обладать it-предприниматель?

Скрыть текстовую версию

Михаил: Привет, сегодня в «Стартап Среде» будет по-настоящему жарко. Ведь мы присутствуем на финском мероприятии, которое называется Startup Sauna. И проходит оно в Казани в ИТ-парке. По словам организаторов этого мероприятия в финском фольклоре сауна отождествляется с некоторым очищением мыслей, с созданием новых видений. Поэтому проекты, которые здесь представляются, помещаются в своего рода метафорическую сауну, где в процессе работы с экспертами пот, который выступает на теле этих экспертов очищает их от токсинов, от вредных веществ, которые мешают их развитию, и создает чистую, понятную идею, готовую к инвестированию. С нами Вилле Симола (Ville Simola), руководитель программы Startup Sauna. Здравствуйте, Вилле!

Вилле: Здравствуйте.

Михаил: Вилле, какова цель мероприятия Startup Sauna?

Вилле: Сегодняшняя цель это Warmup (разогрев) в Казани, являющаяся частью программы Startup Sauna. Startup Sauna - это начальный этап программы акселлератора проектов. И в качестве процесса отбора мы организовали разогревающее мероприятие в такой форме. И сегодня в Казани мы общаемся с командами в течение всего дня. А завтра мы выберем одну команду для приглашения в программу Startup Sauna (Aalto Venture Garage).

Михаил: Какова цель Aalto Venture Garage?

Вилле: Цель — развить больше растущих компаний, высокотехнологичных компаний. Тех компаний, которые сейчас находятся на начальной стадии. У них есть прототип или demo. Они еще нащупывают свой рынок. И им нужно получить международное внимание в самом начале.

Михаил: А как вообще оцениваете уровень проектов, которые представлены здесь в Казани?

Вилле: Первое, что я должен сказать, это было впечатляюще. Сегодня здесь было представлено 20 команд. Главным образом, сосредоточены на ИТ, но в некоторых случаях из области наук о жизни, биотехнологий. В общем, я очень впечатлен технологиями здесь. Там было представлено много замечательных талантов. Мне кажется, если подумать о том, как мы можем помочь командам, то многие из них пытаются найти правильную бизнес модель или стратегию выхода на рынок. Это начальная головоломка, которую мы помогаем решить командам.

Михаил: До какой стадии вы доводите проект и что потом с ним происходит?

Вилле: Мы определим одну команду из Казани для участия в программе. Это очень интенсивная программа. У нас есть объединение из 50 тренеров. И они будут обучать команды в течение 6 недель. И мы хотим, чтобы они шли к потребителям, были активны, получали обратную связь от своих потребителей. И основываясь на обратной связи с потребителями, усовершенствовали свой бизнес во время участия в программе. В конце концов, компании находят правильную цель и готовы выйти на рынок. Мы также пытаемся привлечь как можно больше венчурных капиталистов, чтобы проекты получили посевные инвестиции после завершения программы.

Михаил: А какой диапазон сумм обычно получает проект от инвесторов?

Вилле: Обычно, инвестиции могут быть где-то от $50000 до, скажем, $250000.

Михаил: А какую долю получают инвесторы за эти деньги? Какова средняя доля?

Вилле: На самом деле мы не вовлечены в этот процесс. Это обсуждается между

компанией и инвестором, но я бы сказал обычно начальные инвестиции где-то от 6 до 15%.

Михаил: В каких отраслях сейчас имеет смысл делать проекты? То есть, какие отрасли сейчас растут, где сейчас горячо? Во что нужно вкладывать?

Вилле: Я бы сказал, что мобильные игры интересны. Из ИТ-сектора, конечно, многие SaaS сервисы. Это во многом зависит от того, как мы их классифицируем. Если это потребительские товары, то, конечно, мы предложим им возможности в Силиконовой долине. Если это B2B, то у нас есть хорошая сеть B2B тренеров в нашей команде. В общем, я бы сказал, что мобильные игры действительно достаточно популярны сейчас.

Михаил: Есть у Вас примеры уже успешно реализованных проектов, которые вышли из программы Startup Sauna?

Вилле: Да, первая команда была прошлой весной. И несколько примеров. Команда называется Campalyst. Campalyst наблюдает за социальными медиа. Отслеживает коэффициент окупаемости инвестиций для PR-агентств, использующих социальные медиа. После программы они начали участвовать в еще одной программе с названием SeedCap. SeedCap хочет инвестировать $50000. По-моему, еще не создан пакет документов по начальным инвестициям. Пока еще не было объявлено. Идут переговоры. Это один пример. Еще один пример это Ovelin. Ovelin – это компания, которая создает Guitar Hero для реального инструмента. Все что вам нужно, это ваша акустическая гитара и iPad приложение. Вы можете учиться играть на гитаре с помощью их игры. И это очень классно. Все эти изображения животных. Это отлично подходит для людей, которые бросили обучение игре на гитаре, потому что обычно это очень скучно.

Михаил: А вообще уровень проектов в России насколько сильно отличается от уровня проектов за рубежом?

Вилле: Я бы сказал более широкий круг технологий в общем. Практический опыт обычно здесь выше, чем, например, в Европе. Я думаю, что касается веб и мобильных технологий – компании обычно сосредотачиваются на внутреннем рынке. Они считают себя российским рынком. Или если они говорят, что их цель мировой рынок, продолжают позиционировать себя на российском рынке.

Михаил: Каких знаний обычно не хватает предпринимателям в IT-сфере?

Вилле: Я бы сказал, в общем, существует много замечательных технических команд, которые могут создать продукт. Что им стоит делать лучше, так это обращать внимание на пользовательский интерфейс и юзебилити их сервисов. Это первое. Еще одна вещь, я бы сказал, это маркетинговая составляющая или привлечение заказчиков. Очень часто многие компании ошибаются на начальной стадии, у них не получается достичь вирусного эффекта.

Михаил: Большое спасибо.

Вилле: Спасибо!

Михаил: Позвольте вам представить Юха Руохонен (Juha Ruohonen), главный тренер Aalto Venture Garage. Здравствуйте!

Юха: Здравствуйте.

Михаил: Юха, с какими проблемами в основном приходится сталкиваться стартапам?

Юха: Существует две проблемы. Первая это то, что они не решают проблем реальной жизни. Это самая распространенная ошибка. Обычно стартап начинает с чего-то, что они могут делать. Что бы это ни было. И их разработка основывается на умениях разработчика решений. И они это выставляют на рынок. Нет рынка, нет потребности, нет проблемы. И они не могу получить денег за это. И если вы делаете это очень-очень медленно, то вы получите много ударов, потому что то, что вы продвигаете на рынок никому не нужно. Это первое. Второе – это то, что стартап не понимает рынок. Они не знают что такое конкуренция, они не знают что лучше или хуже для конкуренции и они не знают какие потенциальные потребители и партнеры есть на рынке. Потому что на рынке, особенно если взглянуть в глобальном масштабе, очень сложно определить – это конкурент, это заказчик, это партнер. В реальной жизни они все перемешаны. Это две вещи, которые обычно нужно знать для выхода на рынок. А мы существуем для того, чтобы помочь им.

Михаил: Вы пытаетесь решить эти проблемы?

Юха: Да.

Михаил: В каких сферах сейчас имеет смысл создавать проекты, какие сферы наиболее активно растут?

Юха: Социальные медиа, конечно. Столько много стартапов связанных с социальными медиа. Активная область. Очень сложно заниматься этим из таких мест как Финляндия или Россия. На самом деле, проще из России, потому что все социальных медиа нуждается в пользователях. И если вы начнете с маленького рынка в Финляндии или любой другой небольшой страны, вы просто не наберете пользователей. И, несмотря на идею. Потому что, обычно это идея, созданная в Силиконовой Долине уже два года назад. Итак, что вы видите – вы видите множество клонов Groupon, клонов Facebook, клонов Twitter. Местные клоны на этом специфическом рынке это нормально, но они не имеют потенциала за пределами рынка. Посмотрите на сайт Vkontakte. У него нет потенциала за пределами России. Нет, нигде. Потому что он в точности как Facebook. И так далее, и тому подобное.

Михаил: А какими личными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать человек, который создает проекты в ИТ-сфере?

Юха: Страсть – это одно из самых важных качеств. Страсть и умение принимать неудачи и учиться. Это не игра способностей. Если вы более талантливый программист, или кто-то еще. Важна только ваша страсть к делу, вы принимаете неудачи и учитываете советы. Потому что многие предприниматели очень упрямые. Они думают, что они знают что делать. Я пытаюсь дать им совет. Нет, нет. Я знаю, как это делать. И это плохо. Вы должны быть одновременно, как бы это сказать, уверенно высокомерным. Американское слово “bully”, если вы знаете, что оно означает. Это означает, что вы должны быть открытыми, как Американцы, а с другой стороны вы должны быть простыми, слушать советы, учиться на чужих ошибках. Я думаю это самая важная характеристика.

Михаил: Какие обычно критерии предъявляют инвестиционные фонды при выборе проекта?

Юха: Это очень просто. Говорят, что венчурные капиталисты инвестирует в три вещи — команда, команда и команда.

Михаил: Команда?

Юха: Это люди.

Михаил: А технические знания?

Юха: Нет, это люди с их опытом, я имею в виду, US VCs. Что они делают? У них всегда есть матрица сфер, в которые они инвестируют, и понимание зрелости этих рынков. В некоторых случаях, даже если они возьмут группу хороших парней и скажут им: «Вот вам миллион долларов. Создайте новое решение через 6 месяцев». Ребята не будут знать, как применить эти деньги, чтобы начать выполнение. Это показывает, что люди наиболее важная часть. Поэтому, я бы сказал, что это люди. Конечно, рыночная идея должна быть стартовым критерием, но в итоге все зависит от людей.

Михаил: По Вашему мнению, какие сферы будут популярны в будущем, вот например, через 3-4 года? Что будет расти, развиваться?

Юха: Хорошо, это очень опасные ответы, но, я думаю в ИТ-сфере всё будет уходить в мобильную область, что означает это всё будет храниться в облаках. Поэтому, я думаю, всё, что связано с облаками и мобильными сервисами. Это пространство очень-очень интересно. И, конечно, сегодня важна безопасность информации, потому что если вы начнете хранить информацию в облаке, то она может быть взломана, и вы понимаете. Вне IT-сферы нам нужно больше решений в сферах повторного использования отходов. Еще много, что нужно сделать. Например, технологии аккумуляторов. Основная часть электрических автомобилей использует аккумуляторы, на которых они могут проехать, ну скажем, 100 километров. Кому нужна машина, которая может проехать 100 км? А потом, вы просто оставляете ее на улице. И что дальше?

Михаил: Спасибо большое.

Юха: Спасибо.